Soils

Фото The forest belt soils developed on the slopes under the cedar-larch forest are grey humus and brown forest soils. Humus soils have a profile of less than 30 sm, with shaly break stone underneath. Brown forest soils profile is 35 – 40 sm. They got their name due to their specific brown colour, which is connected with intense rock transformation as a result of soil formation.
These soils have a developed humus horizon 9 – 15 sm thick, of grey or brown-grey colour with line grain structure. Numerous worm channels and the mineral mass processed by them can be seen in this soil. Also in all the soils there is pyrogenetic carbon, which testifies that some fires happened periodically on the territory. The slope exposition doesn’t influence a lot on changing the soil properties. It is just noticed that the slopes on the left shore of the Aylagush river are gentler, which leads to increase of soil humidity and appearance of a peaty litter and grayish colour in the lowest part of the profile.
Moving towards the top of the slope the forest becomes thinner; larch trees with mesophytic-gramineous ground cover prevail here. The soil profile becomes thinner and amounts to about 25 sm. It has a humus horizon of 5-7 sm and intense brown colour. Further up forest gives place to tundra communities. The area includes outcroppings of bare rock, surrounded by ground birch shrubbery – ‘yerniks’. Here the soil profile is the thinnest – only 19 sm. It consists of a humic gley horizon and a loose transitional horizon without marked traces of gleization. The mountain tundra soils lie right on the bare rock and are very fragile, as the green cover protecting them can recover very slowly in case it is damaged.


Фото The river banks have dark-humus and black mould humus soils under the mesophytic-meadow vegetation. They have a developed profile with a developed root mat and wide, well-structured humus horizon. The profile often has logging stones moved here from the surrounding slopes, and also layers of well sorted sand and grail, which are evidently deposits of an ancient streamway.
It should be noted that the river valleys are influenced by cattle grazing, so only the species of plants which can survive this influence are preserved here.
Apart from meadows there are plots of swampy forest consisting of larch trees and Siberian fir trees along with dwarf shrubs and mosses. Under such forests there are eutrophic boggy soils. They have a wide peaty horizon underlying the litter from moss and grass remains. The peat contains various plant remains of different decomposition level and also a very small amount of minerals. The soil profile stays humid all the year round. The peaty soils play a big role in water regulation of the territory and are very essential components of the ecosystem.

tourist camp

Почвы

Фото Почвы лесного пояса, развитые на склонах под кедрово-лиственничным лесом, представлены литоземами серогумусовыми и буроземами. Литоземы представляют собой почву с мощностью профиля менее 30 см, подстилаемым сланцевым щебнем. Буроземы имеют профиль мощностью 35 – 40 см. Свое название они получили из-за характерной бурой окраски всего профиля, что связано с сильным преобразованием породы вследствие почвообразования.
Данные почвы характеризуются развитым гумусовым горизонтом мощностью 9 – 15 см, серого или буровато-серого цвета с мелкозернистой структурой. Заметны многочисленные ходы червей и переработанная ими минеральная масса. Во всех почвенных профилях отмечено наличие пирогенного угля, что свидетельствует о пожарах, периодически случающихся на данной территории. Экспозиция склонов очень незначительно влияет на изменение свойств почв. Отмечено лишь то, что склоны на левом берегу реки Айлагуш более пологие, а это сказывается на увеличении влажности почвы, появлении оторфованной подстилки и сизоватой окраски в нижней части профиля.
При перемещении вверх по склону лес становится разреженным, здесь преобладает лиственница с мезофитно-злаковым напочвенным покровом. Профиль почвы укорачивается и составляет около 25 см. Для него характерен гумусовый горизонт мощностью 5 – 7 см и выраженной буроватой окраской. При дальнейшем подъеме лес сменяется тундровыми сообществами. Встречаются выходы скальной породы, окруженные зарослями березы круглолистной – «ерниками». Здесь отмечена почва с наименьшим профилем – всего 19 см. Он состоит из перегнойно-гумусового горизонта и рыхлого переходного, без заметных следов турбирования или оглеения. Почвы горной тундры залегают прямо на скальной породе и являются очень уязвимыми, так как защищающий их растительный покров очень медленно восстанавливается в случае повреждения.


Фото По берегам рек под мезофитно-луговой растительностью развиты темногумусовые и перегнойно-темногумусовые почвы. Они имеют развитый профиль с развитой дерниной и мощным, хорошо оструктуренным гумусовым горизонтом. В профиле часто встречаются глыбы породы, перемещенные с окружающих склонов, а так же слои хорошо отсортированного песка и гравия, что, по всей видимости, является отложениями древнего речного русла.
Надо отметить, что долины рек подвергаются воздействию выпаса домашних животных, и поэтому здесь сохраняются виды растений способные выдерживать данное воздействие.
Кроме лугов, вдоль рек встречаются участки заболоченного леса, состоящего из лиственницы и ели сибирской с мохово-кустарничковым покровом. Под такими лесами развиты эутрофно-торфяные почвы. Они характеризуются мощным торфяным горизонтом, залегающим под подстилкой из остатков мхов и трав. Торф состоит из разнообразных растительных остатков разной степени разложенности и содержит очень незначительное количество минеральной массы. Профиль почвы остается влажным круглый год. Торфяные почвы играют большую роль в регулировании водного режима территории и являются важным компонентом экосистемы.

Туристическая база